Відповіді завідувача випускаючої кафедри Хобіна Віктора Андрійовича на головні питання абітурієнтів та їх батьків

  1. Какова сущность специализаций, по которым готовятся студенты в рамках этого направления подготовки?

Обобщенное название специализаций: «Автоматизированное управление технологическими, в частности холодильными, и бизнес-процессами». По ним кафедра автоматизации производственных процессов, https://aip.onaft.edu.ua/, ОНАПТ готовит бакалавров и магистров. Ключевые слова в их названии «управление» и «автоматизация». Рассмотрим их сущность.

Пожалуй, самое короткое и точное определение понятия «управление»  это процесс достижения цели. Какую бы цель перед собой человек ни ставил, от бытовой до производственной или даже государственной, без эффективного управления цель достигнута быть не может. Чем эффективнее было управление, тем лучше, в частности – быстрее, достигается поставленная цель.

В обыденной жизни при достижении своих целей, т.е. при управлении, человек всегда использует свой собственный рассудок и его высший уровень – интеллект. При управлении технологическими и бизнес-процессами, и сложными и достаточно простыми, для освобождения человека от задач управления его интеллектуальные способности стремятся заменить искусственным «рассудком» и даже искусственным «интеллектом», который воспроизводят на компьютерах и микропроцессорных контроллерах. Эта замена и называется автоматизацией.

 

  1. Насколько перспективна «автоматизация», как она влияет на формирование личности студента?

Автоматизация, как процесс воспроизведения интеллектуальных функций человека в технических устройствах, благодаря развитию компьютеров и микропроцессорных контроллеров, интенсивно проникает во все области его деятельности. Сегодня становится очевидным, что автоматизация – это одно из важнейших направлений развития всей нашей цивилизации. Свидетельство этому – появление термина «тотальная», т.е. всеохватывающая, автоматизация.

Принципиально важно, что человек-разработчик автоматизированных систем управления«вкладывает» в технические средства свой собственный интеллект. Этот интеллект, первоначально, формализуется в алгоритмах обработки и отображения информации об управляемом процессе, алгоритмах формирования управляющих воздействий, алгоритмах поддержки принятия сложных управленческих решений персоналом предприятий. Все алгоритмы тестируются методами имитационного компьютерного моделирования, дорабатываются, а затем реализуются в форме прикладного программного обеспечения, которое «закачивается» в контроллеры и компьютеры. Поэтому главное в развитии студента как личности – развитие его интеллектуальных способностей.

 

  1. Чем объясняется востребованность специалистов на рынке труда, которые могут разрабатывать, внедрять и эксплуатировать системы автоматизированного управления технологическими и бизнес-процессами?

Актуальность автоматизации непрерывно растет. Это обусловлено тем, что для предприятий она становится важнейшим факторомповышения эффективности производственных процессов, а значит и их конкурентоспособности на рынке. Предприятия, пренебрегающие повышением уровня автоматизации управления своих технологических и бизнес-процессов, обречены.

Программно-технические средства автоматизации развиваются очень высокими темпами – появляются новые датчики, повышаются вычислительные ресурсы компьютеров и контроллеров. Новая техника позволяет реализовать новые, высокоинтеллектуальные алгоритмы контроля и управления. Эти алгоритмы, в свою очередь, смогут обеспечить еще более эффективные режимы ведения технологических и бизнес-процессов, лучше предотвращать аварийные ситуации. И этот процесс развития является непрерывным.Поэтому специалисты по автоматизации будут востребованы всегда.

 

  1. Какие основные особенности организации учебного процесса на кафедре автоматизации?

Методическую основу подготовки составляет системный подход. Его важнейшим проявлением является то, что, начиная с производственной практики третьего курса, где каждый студент получает индивидуальное задание – объект автоматизации, он уженачинает разработку своих выпускных работ бакалавра и магистра. В последующих курсовых работах студенты, для «своего» реального объекта, последовательно выполняют все этапы разработки самых современных автоматизированных систем управления. Такая организация учебного процесса обеспечивает формирование у студента современного комплекса профессиональных компетенций и, что не менее важно, системного стиля мышления. Именно это всегда давало и дает нашим выпускникам конкурентные преимущества и на рынке труда, и в дальнейшей трудовой деятельности, обеспечивает достижение ими самых амбициозных целей.

 

  1. Чем еще может гордиться кафедра?

Своими лабораториями. Они оснащены самыми современными программно-техническими средствами автоматизации, реализуют методологию тренажеров, в частности интеллектуальных компьютерных тренажеров, которые на выставках Украины «Высокие технологии в образовании» неоднократно завоевывали первые места. Работа студентов в лабораториях составляет основу их практической подготовки.

Своими научными разработками. Они охватывают весьма широкую область объектов автоматизации: от управления технологическими процессами перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса до управления объектами военно-промышленного комплекса. Их выполнение обусловило высокий профессиональный уровень наших преподавателей.

Своими выпускниками. Среди них: Герой Украины, миллиардер и меценат,
генеральный директор компании «НИБУЛОН», http://nibulon.com/, Вадатурский А.А.; президент одесского отделения торгово-промышленной палаты Украины, http://orcci.odessa.ua/, Шувалов С.Е.; генеральный директор компании «С-инжиниринг», http://se.ua/, Кирьязов И.Н.; исполнительный директор Одессаоблэнерго, http://www.oblenergo.odessa.ua/, Дучев Ю.Д.; руководители Киевского и Одесского региональных департаментов автоматизации компании «Сименс Украина», https://www.cee.siemens.com/, Пилипенко П.В. и Бурдо О.К.; ведущий специалист канадской компании «Presagis», www.presagis.com, Минулина Э.Р.; ведущий специалист немецкой компании «Proleit AG», http://www.proleit.com/, Парамонов А.И. и многие, многие другие …